Учимся выявлять и преодолевать стереотипы
Предлагается решить такую задачу: Угол А треугольника АВС равен 23°, а угол В в два раза больше. Найдите углы треугольника АВС.
После разбора решения задачи ученикам предлагается составить задачи, при решении которых используется сумма углов треугольника.
В такой ситуации школьники приводят легко составляют задачи типа:
Задача 1. Угол А треугольника АВС равен 15°, а угол В в два раза больше. Найдите углы треугольника АВС.
Задача 2. Угол А треугольника АВС равен 102°, а угол В в два раза меньше. Найдите углы треугольника АВС.
Задача 3. Угол А треугольника АВС больше угла В на 23°, а угла С больше в два раза. Найдите углы треугольника АВС.
Задача 4. Угол А треугольника АВС больше угла В на 23°, а угла С меньше в два раза. Найдите углы треугольника АВС.
Школьники решают задачи, составленные одноклассниками. После этого учитель обращает внимание на то, что при составлении этих задач сказались стереотипы, шаблоны деятельности.
Далее кратко рассказывается о том, что такое стереотип и указывает на такой способ выявления и преодоления стереотипов:
Изучить продукты деятельности;
Выявить то, что имеется общего в этих продуктах;
Пытаются получить новые продукты, в которых изменено то общее, что было выявлено.
Ученики выявляют: во всех задачах фигурирует треугольник АВС; во всех задачах начинается с угла А; во всех задачах используются углы треугольника.
После этого они составляют задачи на вычисления углов, в которых фигурируют внешние углы, суммы или разности внешнего угла и смежного с ним внутреннего углов, соотношения между внутренними и внешними углами и др.